Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
От схемы до монтажа канализации в частном доме.

Извозчики

Извозчики

существовали в Москве с 16 века: в 1645 их было около 2 тысяч, в 1775 до 5 тысяч, в 1838 около 8 тысяч. Число извозчиков со­кращалось летом и резко возрастало зимой за счёт крестьян, приезжавших в Москву на «извозный промысел». Были опреде­лены места стоянок извозчиков, введена особая форма: летом зипуны, зимой поддёвки синего цвета и особой формы шляпы; решением Городской думы каждому извозчику был присвоен номерной знак. Таксы за проезд не было. Существовало несколько категорий извозчиков. Самые дешёвые —  «ваньки» — обычно крестьяне, приезжавшие в Москву на заработки. Несколько дороже — «резвые». Самые дорогие — «лихачи», имевшие, в отличие от «ванек», хороших лошадей и удобные экипажи на рессорах и с резиновыми шинами на колёсах. Их стоянки были в центре Москвы, у театров, крупнейших ресторанов и трактиров. Осо­бую группу извозчиков составляли «ломовики», перевозившие тяжёлые грузы на повоз­ках, в которые запрягали обычно лошадей-тяжеловозов. В Москве «ломовики» получили широкое распространение с середины 19 века. Их стоянки находились близ вокзалов, круп­нейшая — на Каланчёвской площади (ныне Комсомольская площадь). Большинство извозчиков объединялись в артели. Наибольшее чис­ло извозчиков было в конце 19 — начале 20 веков (в 1895 около 19 тысяч, в 1914 около 16 тысяч). С развитием сети трамвая число извозчиков со­кратилось. Извозчики были вытеснены новыми видами городского транспорта: троллейбусом, автобусом, такси и метро (в 1928 было около 5 тысяч извозчиков, в 1939 только 57).