Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
Актуальная информация Купить самогонный аппарат в Архангельске у нас на сайте.

Московский железнодорожный узел

Московский железнодорожный узел

самый большой в СССР и один из крупнейших в мире; его образование связано с открытием в 1851 железнодорожной магистрали Петербург — Москва. В 1861 началось движение на Нижегородском (ныне Горьковском) направлении (до Владимира). Затем появились железные дороги Ря­занского, Курского, Смоленского направ­лений. К 1902 был закончен подвод к Москве других магистралей, входящих в Московский железнодорожный узел, были сооружены вокзалы, станционные здания, депо, склады. В 1908 заверши­лась постройка Окружной железной дороги, связав­шей между собой все железнодорожные подходы к Москве (ныне Малое кольцо Московской железной дороги). За годы Советской власти построены дополнительные пути, модернизировано станционное хозяйство. В 1959—61 узел был реорганизован: участки железных дорог, при­мыкающие к Москве и входившие ранее в состав разных железных дорог (кроме Ленинградского направления), включены в Московскую железную дорогу.

Московский железнодорожный узел состоит из 160 крупных железнодорожных предприятий (1978), на которых работает около 100 тысяч человек. В Московский железнодорожный узел сходятся 11 магистральных направлений, по которым Москва получает до 70% грузов для населения и предприятий. Особенно велико значе­ние Московского железнодорожного узла для пассажирских перевозок. Еже­дневно здесь курсируют до 4000 пригород­ных поездов и поездов дальнего сле­дования (до 1,3 млрд. пассажиров в год). Через Московский железнодорожный узел проходит 80% всех меж­дународных пассажирских перевозок, осуществляе­мых железнодорожным транспортом СССР.

С Московским железнодорожным узлом связаны важные события революционного движения и социалистического строительства. Московские железнодорожники были инициаторами Октябрьской всеобщей политической стачки. Во время Декабрьского вооружённого вос­стания 1905 боевые дружины железно­дорожников вместе с другими отрядами московского пролетариата дали первый бой цар­скому самодержавию. В Октябрьские дни 1917 красногвардейцы-железнодорожники ов­ладели вокзалами Москвы и обеспечили при­бытие поездов с рабочими и солдатами на помощь восставшему рабочему классу (см. Железнодорожный район в 1917).

Самоотверженным трудом железнодо­рожников отмечены первые годы Советской власти. В депо Москва-Сортировочная Ря­занская (ныне депо Москва-Сортировочная) 12 апреля 1919 был проведён первый в стране коммунистический субботник. Здесь же в октябре 1958 зародилось движение за коммунистическое отношение к труду, подхваченное трудящимися СССР.

В годы Великой Отечественной войны московские железнодорожники внесли огромный вклад в разгром немецко-фашистских войск под Москвой. Фронт беспрерывно получал эшелоны с пополнением, вооружением, боеприпа­сами; в период наступления врага была успешно проведена эвакуация населения и предприятий. Московский железнодорожный узел обеспечил раз­вёртывание в тылу Западного фронта армий Московской зоны обороны. К моменту контрнаступления войск Западного направления за несколько суток к Москве было подвезено значительное количество войск. Героям-железнодорож­никам, погибшим в Великую Отечественную войну, в 1967 установлены памятники: у Депо имени Ильича (в районе Белорусского вокзала; скульптор С. Т. Конёнков) и около ло­комотивного депо станции Ховрино Октябрь­ской железной дороги (создан работниками депо на собственные средства).

Литература: Все дороги ведут в Москву. О прошлом и настоящем Московской железной доро­ги, Москва, 1971.