Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Москва в 1924—1941 годах



21 января 1924 в Горках, под Москвой, умер В. И. Ленин. 27 января на Красной площади состоялись похороны, гроб с те­лом Ленина был установлен в специально построенный мавзолей (см. Мавзолей В. И. Ленина). 7 февраля 1924 пленум Мос­совета постановил оставить навсегда имя В. И. Ленина в списках депутатов Моссо­вета и сохранить за ним депутатский билет номер 1.

Прощание с Лениным
Прощание трудящихся с В. И. Лениным. У Дома Союзов в траурные дни. Январь 1924.

В Москве на 2-м Всесоюзном съезде Советов 31 января 1924 была принята первая Конституция СССР, в основу которой были положены ленинские принципы добро­вольного государственного союза равноправных на­родов.

Трудовой энтузиазм рабочей Москвы, преимущества социалистического строя позво­лили в короткий срок добиться больших успехов в восстановлении промышленности. Уже в 1921 её продукция выросла на 30% про­тив 1920, в 1922 — на 60%, в 1923 — на 33%, в 1924 — на 42% и в 1925 — на 50% по сравнению с предыдущим годом. Уровень выпуска фабрично-заводской продукции приблизился к уровню 1913 (93%). Восстанавливались и консолиди­ровались рабочие кадры (хотя к концу 1923 ещё было 112 тысяч безработных). К 1925 численность рабочих превысила на 5% численность фабрично-заводских рабочих в 1913. Несмотря на некоторое оживление частного сектора в условиях нэпа, развитие промышленности носило ярко выраженный сопиалистический характер. В 1925 крупная государственная промышленность Москвы давала свыше 85% продукции, кооперативная — 8—9% и только 5,5% приходилось на частную. Трудящиеся Москвы оказали большую помощь бывшим окраинам царской России в развитии их экономики и культуры, направив туда квалифицированных рабочих, инженерно-технические и научные кадры, а также оборудование для создававшихся промышленных предприятий.

Большое внимание уделялось городскому хозяйству: в 1922/23 на его развитие (без жилищного строительства) было ассигновано 20 млн. рублей (28% расходной части бюджета Моссовета), а в 1924/25 — 66 млн. рублей (40% рас­ходной части бюджета) (см. Бюджет городской). К 1925 городское хозяйство в основном до­стигло уровня 1913, а по некоторым показа­телям превысило его. Так, длина трам­вайных путей в 1925 составила 385,3 км (в 1913—301 км), число перевезённых пассажиров — 416 млн. (в 1913 — 257 млн.). В 1924 появился новый вид городского транспорта — автобус. В 1924 объём строительных и ремонтных работ увеличился в 6 раз по сравнению с 1923. В 1925 вошло в строй 113,7 тысяч м2 новой жилой пло­щади (в 1923 — 29,7 тысяч м2, в 1924 — 58,3 тысяч м2).

Шло оздоровление и благоустройство рабочих окраин. В 1922—25 водопровод и канализацию получили жители Марьи­ной рощи, Черкизова, Богородского, Всехсвятского, Бутырок, Петровско-Ра­зумовского, Сокольников и др. Строительство трамвайных линий сопровождалось ме­лиоративными и дорожными работами (устройство мостовых, тротуаров, улич­ного освещения и т. д.). Одновременно ликвидировались источники распростра­нения инфекционных болезней: грязные ямы и пруды, мусорные свалки. К концу 1924 Москва стала чище, чем в дореволюционное время. Постройка Каширской и Шатур­ской электростанций позволила начать в 1924 массовую электрификацию московских окраин. В 1925 электроэнергией поль­зовалось уже почти всё население. В 1926 Москва получила электроэнергии в 2 раза больше, чем в 1917. В 1923 состоялась Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, на которой были представлены все основные сельскохозяйственные и промышленные районы СССР; во время её работы проводился первый в истории Советского государства смотр национального искусства народов СССР.

Проходившие в Москве 14-й (1925) и 15-й (1927) съезды ВКП(б) подвели итоги восстановительного периода, науч­но обосновали и провозгласили курс пар­тии на индустриализацию страны и кол­лективизацию сельского хозяйства. Решения съездов получили конкретное воплощение в 1-м пятилетнем плане развития народного хозяйва СССР (1929—32), принятом на 5-м съез­де Советов СССР (май 1929). Москва стала крупнейшим центром индустриа­лизации. По пятилетнему плану наиболь­шее развитие в Москве должны были по­лучить такие отрасли промышленности, как авто­мобильная, электротехническая, станкостро­ительная, авиационная. В 1929/30 в промышленность Москвы) было вложено 195 млн. рублей (233% к сумме капиталовложений 1927/28). Наряду со строительством новых раз­вернулась техническая реконструкция круп­нейших старых предприятии: заводов «Серп и молот», АМО (ныне ЗИЛ), «Красный пролетарий», «Динамо», Элек­трозавода и других. Коренным образом изме­нилась структура промышленности. Уже в 1931 на 1-е место вышла тяжёлая промышленность; её доля в общем объёме промышленной продукции увеличилась до 43,7%. «Ситцевая» Мос­ква уступала место Москве «металличес­кой», хотя продукция лёгкой промышленности в абсолютных цифрах непрерывно росла. Трудящиеся Москвы активно отклик­нулись на призыв партии помочь коллективизации сельского хозяйства. Пленум ЦК ВКП(б) (ноябрь 1929) принял решение о посылке на постоянную работу в колхозы и МТС 25 тысяч рабочих. Москва дала самый крупный отряд «Двадцатипятитысячни­ков» — 6600 человек. В 1931 москвичи шеф­ствовали над 1500 колхозами.

К концу 2-й пятилетки (1933—37) круп­ная промышленность Москвы достигла новых успехов. В 1937 её основные фонды уве­личились более чем в 2 раза по сравнению с 1932. Объём валовой продукции за это же время увеличился в 2,5 раза, достиг­нув почти 14 млрд. рублей. Общая числен­ность рабочих и служащих выросла с 1,7 млн. в 1932 до 2,1 млн. в 1937. Доля Москвы в промышленном производстве всей страны сос­тавила 15,5% (в 1913—8,8%). Во 2-й половине 30-х годов в Москве развернулось стаханов­ское движение.

Ведущая роль принадлежала Москве в строительстве новой, социалистической культуры. В 1934 в Москву из Ленинграда была переведена Академия наук СССР. Здесь же были основаны и стали центра­ми научной мысли Всесоюзная сельскохозяйственная акаде­мия имени В. И. Ленина, Академия ком­мунального хозяйства, Академия архитектуры. Достижения московских учёных в годы довоенных пятилеток способствовали росту советской нау­ки, повышению её международного авторитета. В 1920 в Москву впервые приезжал Гер­берт Уэллс и был принят В. И. Лениным. В 20—30-х годах в Москве побывали А. Барбюс, Э. Синклер, Р. Тагор, Б. Шоу, Р. Роллан, Л. Фейхтвангер, М. Андерсен-Нексё, Б. Брехт и другие. В 30-е годы посе­щали Москву и знакомились с её научными учреждениями выдающиеся зарубежные учёные — Ф. и И. Жолио-Кюри, М. Планк, П. Ланжевен, Н. Бор и другие. В эти годы в Москве происходил ряд международных научных конгрессов и конференций. В 30-х годы Москва стала городом почти всеобщей грамотности.

Московский автозавод
Автозавод. Один из цехов. 1938.

5 декабря 1936 на Чрезвычайном восьмом съезде Советов была принята Конституция СССР — конституция победившего социализма. В 1939 на её основе прове­дены первые выборы в Моссовет и район­ные Советы депутатов трудящихся.

Сложились традиции и ритуалы первомайских праздников и октябрьских тор­жеств. Красная площадь стала традици­онным местом демонстраций и митин­гов трудящихся, военных парадов, парадов физкультурников, массовых праздничных гуляний москвичей. Еже­годно в День авиации на аэродроме Центрального аэроклуба имени Чкалова (Тушино) проводились воздушные парады. Торже­ственно встречала Москва героев-челю­скинцев (см. Челюскинцы), экипажи са­молётов В. П. Чкалова и М. М. Громо­ва, лётчиц В. С. Гризодубову, П. Д. Оси­пенко, М. М. Раскову, покорителей Северного полюса И. Д. Папанина, Э. Т. Кренке­ля, П. П. Ширшова и Е. К. Фёдорова.

К 1941 ведущая роль Москвы в развитии промышленности ещё более упрочилась. В 1940 московская промышленность выпустила продук­ции в 21 раз больше, чем в 1913, и почти в 2 раза больше, чем промышленность всей доре­волюционной России в 1913. Особенно быстро развивалась металлообрабатывающая промышленность (её продукция выросла по срав­нению с 1913 в 96 раз). Тяжёлая промышленность давала в 1940 61% всей валовой промышленной продукции города. В Москве были сосре­доточены крупнейшие заводы, оснащённые передовой техникой, игравшие ведущую роль в индустриализации страны и уси­лении её обороноспособности. Такие за­воды, как Автозавод, ГПЗ № 1, Электро­завод, «Фрезер», «Калибр» и многие другие, превратились в ведущие предприятия со­ответствующих отраслей промышленности. Моск­ва давала стране высококачественную сталь, твёрдые и сверхтвёрдые сплавы, автомобили, шарикоподшипники, слож­ные станки, автоматы и полуавтоматы для обработки металла, мощные насосы и компрессоры, трансформаторы большой мощности, точные механизмы, точнейшие измерительные приборы и инструменты, рентгеновскую аппаратуру, машины но­вейших типов для лёгкой индустрии, оборудование для коммунального хозяйства и т. д. В 1940 в Москве выпускалось до 50% всех станков, точных инструментов, при­боров и автомашин, свыше 40% всего элект­рооборудования. Значительно выросла лёгкая промышленность. Так, текстильная промышленность увеличила выпуск продукции в 7 раз по сравнению с 1913, пищевкусо­вая — в 7 раз. В предвоенные годы Мос­ква выпускала около 30% всех хлопчатобумажных тканей и 75% всех шерстяных тканей, около 90% галантерейных изделий, производившихся в СССР.

Изменение промышленного и культурного облика Москвы оказало решающее влияние на все стороны жизни города. Быстро росли городские территория и население, существенно изменился и его социальный состав. Исчезла группа лиц, живших на нетрудовые доходы. Полностью ликвидирована безработица. В 1939 рабочие и служащие (вместе с семьями) составляли 94,3% населения Москвы (остальные 5,7% — кооперированные и некоопери­рованные кустари и работники свободных профессий).

В годы предвоенных пятилеток огромные изменения произошли во внешнем облике столицы.

Улица Горького
Реконструкция улицы Горького. 1938.

В июне 1931 на пленуме ЦК ВКП(б) был рассмотрен вопрос «0 московском городском хозяйстве и развитии городско­го хозяйства СССР». Ещё в конце 1930 По­литбюро ЦК ВКП(б) создало комиссию для выработки проекта улучшения раз­вития городского хозяйства. В начале 1931 Москва была выделена из состава Московской области в само­стоятельную административно-хозяйственную единицу. В феврале 1931 были избраны МГК ВКП(б) [с 1920 городская и губернская (областная) партийные организации были объединёнными] и Московский городской совет ра­бочих депутатов, позднее — МГК ВЛКСМ и городской совет профсоюзов. Вместо гро­моздкого управления — Московское комму­нальное хозяйство (МКХ) — были созданы специализированные тресты, подчинённые непосредственно Президиуму Моссовета (трамвайный, Мосавтотранс, очистки го­рода, водоснабжения и канализации и т. д.). Пленум ЦК ВКП(б) поставил пе­ред МК партии и Моссоветом задачу улучшить работу отстающих участков городского хозяйства, отметил необходимость технико-экономической разработки плана раз­вития городского хозяйства. Улучшилось снабжение городского хозяйства Москвы оборудованием и строительными материалами. Только в 1931/32 капитало­вложения в городское хозяйство Москвы (без жилищ­ного строительства) составили 289 млн. рублей. В 1933 появился в Москве троллейбус. 15 мая 1935 была открыта первая очередь Московского метрополитена. Развернулось большое жилищное строительство.

10 июля 1935 было принято постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О генеральном плане реконструкции Москвы». Этот план определил на длительный период характер ре­конструкции и развитие всех отраслей городского хозяйства столицы. Постановление призна­ло необходимым постепенно расширить площадь Москвы до 60 тысяч га, создать лесопарковый защитный пояс города. За 1935—40 на развитие городского хозяйства было из­расходовано 10 млрд. рублей. К 1941 неуз­наваемо изменились центр города и Садо­вое кольцо. В 1937 над 5 крупнейшими башнями Кремля зажглись рубиновые звёзды (см. Кремлёвские звёзды). Был построен ряд крупных общественных зданий; значительным архитектурно-пла­нировочным комплексом стала Всесоюз­ная сельскохозяйственная выставка (открыта в 1939). К 1941 жилой фонд уве­личился на 6 млн. м2 (половина того, что имела Москва в 1914). Шло дальнейшее строительство метрополитена, в 1938 находилось в эксплуатации 26,5 км подземных ли­ний. Значительное развитие получил на­земный транспорт — особенно автобус и троллейбус. По объёму городских пассажирских перевозок Москва к 1940 перегнала все крупнейшие города мира. С постройкой в 1937 канала Москва — Волга (ныне канал имени Москвы) была решена про­блема водоснабжения столицы и разви­тия судоходства по реке Москве. В гра­нит и бетон оделись в черте города берега рек Москвы и Яузы, Водоотводного канала, были сооружены новые мосты. За 1935—40 построено свыше 400 детских са­дов н яслей, десятки больничных корпу­сов, много предприятий коммунального обслуживания.

В условиях возраставшей угрозы фашистской агрессии усилилось внимание к оборонной работе. Принимались меры для улуч­шения деятельности добровольного общества Осоавиахим. Только за 1935 было под­готовлено без отрыва от производства 600 лёт­чиков, тысячи парашютистов. Усилилась подготовка Москвы к противовоздушной обороне (ПВО). В 1939 было проведено около 6 тысяч учений по ПВО. В конце 1940 в городских соревнованиях по защите от химического напа­дения участвовало около 850 тысяч человек. Свыше 500 тысяч москвичей состояли в доброволь­ных противопожарных и противохимических командах, санитарных дружинах и др. Строились средства коллективной защи­ты, были разработаны планы и порядок укрытия и эвакуации населения в усло­виях воздушного нападения. В 1940—1941 проводились различные мероприя­тия по улучшению местной противовоз­душной обороны Москвы.