Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Пригородная зона

Пригородная зона

территория Московской области в пределах Московской агломерации, в радиусе 60—70 км от границ Москвы. Представляет собой территориально-планировочную единицу. Связана с Московой про­изводственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными отношения­ми. Рассматривается как единая система расселения с точки зрения экономической, градостроительной и природоохранительной политики. Площадь пригородной зоны 12,4 тысяч км2 (27% территории Московской области), население 3,9 млн. человек на 1 января 1978. В пригородной зоне расположена половина городов и посёлков городского типа Московской области, около 40% сельских населённых пунктов. Плотность населения в три раза выше, чем в остальной части области. Около 90% жителей пригородной зоны ра­ботает в Москве. В состав пригородной зоны входят Мытищинский, Балашихинский, Люберецкий, Ленинский, Одинцовский, Красногор­ский, Химкинский, Пушкинский, Щёлков­ский, Ногинский, Раменский, Домодедов­ский, Подольский, Истринский, Солнеч­ногорский районы, северная часть Наро-Фоминского района Московской области. В пригородной зоне выделяют прилегающий к Москве лесопарковый защитный пояс и внешний пояс.

В пригородной зоне сложилась функциональная специализация отдельных частей территории (секторов), связанных с направлениями главных транспортных (железнодорожных, водных и автомо­бильных) магистралей. Савёловское, Ярославское и Ленинградское направле­ния имеют главным образом научную и произ­водственную ориентацию; Горьковское, Рязан­ское и Курское — преимущественно производст­венную; на Павелецком и Киевском на­правлениях, наряду с производством и наукой, большое значение имеет воз­душный транспорт (аэропорты «Домоде­дово» и «Внуково»); важные транспортные функции выполняет также Савёловское направление (аэропорт «Шереметьево» и трасса канала имени Москвы); Белорусское, Рижское, Киевское и Ленинградское на­правления — излюбленные места отдыха москвичей.