Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года

Театр Пролеткульта

Театр Пролеткульта

(Первый рабочий театр Пролеткульта, 1921—32), создан на базе Центральной театральной студии Про­леткульта в 1921. С 1921 работал в помещении театра сада «Эрмитаж», в 1924—1932 — в кинотеатре «Колизей» на Чистопруд­ном бульваре (ныне здание театра «Современник»). Способствовал развитию и ут­верждению на сцене советской драматургии. Среди постановок: «Лена» Платонова и «Мек­сиканец» по Лондону (оба в 1921), «На всякого мудреца довольно простоты» Тре­тьякова по Островскому и «Слышишь, Москва?!» Третьякова (оба в 1923), «Ватага» Гладкова (1925), «Власть» Глебова (1927). Для Театра Пролеткульта создал свои первые пьесы А. Н. Афиногенов: здесь были по­ставлены «По ту сторону щели» (1926), «Гляди в оба» (1927), «Малиновое ва­ренье» (1928). Театр Пролеткульта, ставя агитационные задачи, допускал идейные ошибки, испытал влияние символизма, футуризма и т. д. В театре работали: актёры — Г. В. Александров, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер, И. А. Пырьев, А. А. Ханов, М. М. Штраух, режиссёры — С. М. Эйзенштейн (был также художником), В. С. Смышляев, Н. Б. Лойтер, художники — А. К. Буров, Л. А. Никулин, композитор А. А. Голубенцев и другие.