Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
Дэу запчасти магазин автозапчастей авто дэу www.autodoc.ru.

Второй подшипниковый завод

Второй подшипниковый завод

ГПЗ-2 (улица Шаболовка, 31), выпускает шариковые подшипники свыше 1350 типоразмеров. Основан в 1916 на правах дочернего предприятия шведской подшипниковой фирмой СКФ под названием «Шарикоподшипник» Русского общества по производству подшипников. Учредителями общества были Э. Л. Нобель и А. Ф. Черберг. Выпускал шкивы, валы, подшипники скольжения, трансмиссии, приспособления для мельниц. В Октябрьские дни 1917 отряд красно­гвардейцев завода под командованием слесаря А. Г. Птицына участвовал вместе с крас­ногвардейцами завода Бромлея (ныне «Красный пролетарий») в борьбе с контррево­люцией. В годы Гражданской войны часть ра­бочих ушла на фронт, в продотряды. С 1921 по инициативе В. И. Ленина начались переговоры со шведской фирмой СКФ о сдаче завода в аренду. В 1923—31 арен­довался фирмой СКФ и назывался «Шарикоподшипник» СКФ. После окончания срока аренды назывался 2-м Государственным заводом «Шарикоподшипник» (ГПЗ-2). Коллектив завода активно участвовал в строительстве и пуске Первого подшипникового завода, в короткий срок было подготовлено 1245 рабочих и специалистов. В годы довоенных пятилеток увеличивал выпуск подшипников, повышал их каче­ство, расширял номенклатуру. Подшипники завода использовались при монтаже звёзд на башнях Московского Кремля, сцены МХАТа, эскалаторов метро и пр.

В годы Великой Отечественной войны свыше 850 работников завода ушли на фронт, в том числе 85 — в народное ополчение, многие из них погибли (мемориальная доска). Свыше 700 человек участвовали в строительстве оборонительных сооружений. В 1941 завод был в эвакуации в Томске. После возвращения в Москву на предприятии изготовлялись подшипники для танков и самолётов, корпуса для реактивных снарядов и ручных гранат, детали к ав­томатам и пр. За успешное выполнение задания производства по производству подшип­ников для нужд обороны награждён орденом Трудового Красного Знамени (1943). В 70-х годах завод — одно из передовых предприятий подшипниковой промышленности. Более 30% подшипников выпускается с Государственным знаком качества. Его про­дукция экспортируется более чем в 70 стран. В 1979 на заводе было более 2380 ударников, 21 участок, 15 смен и 45 бригад коммунистического труда. Свыше 550 работни­ков удостоены правительственных наград. Многотиражная газета «За советский под­шипник» (с 1930 «Ленинский путь», с 1941 «Шарикоподшипник», в 1946—53 4 Стахановский труд»).