Сетевая версия энциклопедии «Москва» издания 1980 года
Мебель шкафы для спальни скидка до 25%

Эвакуация 1941

Эвакуация 1941

была вызвана приближением к Москве линии фронта, угрозой воздушных нападений. Началась в июле по решению ГКО, проводилась под руководством МГК партии, Моссовета, райкомов партии и райисполкомов. В первую очередь из Москвы эвакуировались детские учреждения и женщины с детьми. С 29 июня по 29 июля из Москвы было вывезено железнодорожным транс­портом 950 тысяч человек гражданского населения; за июль — сентябрь около 150 тысяч человек от­правлено водным транспортом. В услови­ях начавшейся Московской битвы 1941—42 ГКО постановил ускорить эва­куацию Москвы. В сентябре — октябре из Москвы и Московской области было отправлено на восток около 500 промышленных предприятий союзного и союзно-республиканского значения (Московский автозавод, завод «Динамо», 1-й ГПЗ и многие другие, почти все оборонные предприятия). В октябре — но­ябре из Москвы на восток ушло 80 тысяч вагонов с различным промышленным оборудованием и материа­лами. К концу ноября из Москвы было вы­везено 54 тысяч станков (3/4 всего станочно­го парка города). Было эвакуировано наиболее ценное имущество городского хозяйства. Московский железнодорожный узел за сентябрь — октябрь погрузил и отправил 215 тысяч тонн грузов. Были вывезены крупные научные и культурно-просветительские учреждения, учебные заведения.

В результате эвакуации, мобилизации в армию значительно уменьшилось население столицы. К 1 декабря 1941 из 4,5 млн. человек в Москве осталось около 2,5 млн. человек. В се­редине октября в Куйбышев выехал ряд правительственных учреждений и дипломатический корпус. В Москве постоянно находились По­литбюро ЦК ВКП(б), ГКО, Ставка Верховного Главнокомандования. С началом контр­наступления советских войск под Москвой эвакуа­ция была прекращена. В начале 1942 на­чалась реэвакуация московских промышленных пред­приятий, ряд которых к лету 1942 стал да­вать продукцию. Многие эвакуированные московские предприятия положили начало раз­витию новых отраслей промышленного производства в восточных районах СССР.

Литература: Эшелоны идут на восток. Сборник статей и воспоминаний, Москва, 1966.